Счастливые жители деревни Серково
Ну раз уж зашел разговор о Плёсе, помещу-ка я сюда собственную статью под названием «Городок. Плёс как источник вдохновения». Написана была пару лет назад для одного уже не существующего московского журнала. Вот первая главка.
«Мне повезло: я попала в Плёс осенью. Сразу же буквально задохнулась от потрясающего вида, открывающегося с Соборной горы: разноцветные домики в окружении садов спускаются к Волге; золотые купола возвышаются над прозрачными березами, багровыми кленами, темными свечками елок, роскошными яблонями, сплошь усыпанными пунцовыми райскими яблочками. Далеко внизу – неширокая спокойная река, по которой медленно движется баржа. И оглушительная тишина, наполненная осенней свежестью...
В Плёс едут именно за этим: покормить глаз, ощутить атмосферу (слово затертое, но точное) настоящей русской провинции, куда и добраться-то непросто. В Плёсе сегодня живут немногим более 1.700 человек. Промышленных предприятий нет. Железной дороги тоже. Сюда вообще проще приплыть, а не приехать - по Волге, из Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода. В советские времена в Плёс однажды пришел теплоход с турецкими туристами: плыли через Черное море, Астрахань и дальше, вверх по реке. Если уж говорить о связи Плёса с далеким зарубежьем, то надо непременно вспомнить Афанасия Никитина, который останавливался здесь в 1468 году, во время хождения из родной Твери за три моря: тогда в Плёсе была таможня, которая и пропустила отважного купца в опасное путешествие.
Раньше в Плёс ходили рейсовые теплоходы – теперь только туристические. Это, конечно, неплохо: заглянуть в прелестный городок на пару часов - и плыть дальше, но так вы вряд ли что-нибудь поймете про здешние места. Лучше доезжайте на поезде до Владимира, Иванова или Ярославля – и на автобус. Еще проще, конечно, на машине. Далековато, да, - но уверяю вас, что в Плёсе вы немедленно забудете про усталость. Да и про все остальное тоже.
Станете часами бродить и любоваться. А потом возьмете термос с чаем, плед, взберетесь по крутым ступеням, по булыжным камням, на Воскресенскую гору, или на Соборную, или на гору Левитана (вообще тут аж семь гор-холмов, как в столице), сядете на скамеечку - и останетесь наедине с изумительными видами и собственными мыслями, почему-то враз становящимися умиротворенно-спокойными.
Хотя нет, одна мысль точно будет вас беспокоить: а ведь с противоположного-то берега Волги, где расположилась деревня Серково, вид на Плёс наверняка еще лучше! Еще лучше?! А моста нет? Так надо доплыть! Но что-то не видно у пристани ни парома, ни лодочек местных рыбаков: лето кончилось давно, а значит, и туристов поубавилось… Ладно, будем смотреть отсюда.
Но все-таки до чего же счастливые люди - эти жители деревни Серково!»