orphoprosecutor

Categories:

Ничего я не знала о ВХУТЕМАСе

Ну почти ничего, если честно, — 

пока вчера не сходила в Музей Москвы на выставку «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Я не люблю авангард (ладно, просто не понимаю), а особенно теперешних его «продолжателей»: тогдашние хоть рисовать умели, а нынче сплошной дегене-арт. На выставку же пошла из-за первой части названия: узнать, что творилось в художественной жизни страны после упразднения Академии художеств. 

100 — потому что в 2020-м исполнился век с момента создания Высших художественно-технических мастерских — «главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России. Преподаватели, студенты, факультеты, эксперименты и наследие — так подробно об истории ВХУТЕМАСа еще никто не рассказывал» (это из анонса выставки).

Экспозиция огромная. Отдельно — о каждом факультете: живописном и текстильном, полиграфическом и древметфаке, керамическом, скульптурном, архитектурном... Когда через 10 лет ВХУТЕМАС закрыли (это особая история), он пророс во множестве известных вузов: Строгановке, архитектурном, текстильном, полиграфическом, лесотехническом. 

Особая тема — преподавание и преподаватели. Знаете, кто учил здесь студентов? Кандинский, Веснин, Голубкина, Куприянов, Мельников, Мухина, Родченко, Татлин, Щусев! Таки было у кого учиться!

Учили по-новому. На первых курсах одним из основных предметов была так называемая пропедевтика: общие знания о цвете, композиции, форме, пространстве и т.д. — то, что нужно любому художнику, независимо от будущей специализации. Потом углублялись: например, дисциплина «Цвет» включала в себя 8 (!) предметов: «Цвет на плоскости», «Цвет в пространстве», «Цвет и форма», дальше не помню. 

А как изобретательно их учили ощущать всякие пространственные вещи! 

Через дырочку в специальном экране надо было смотреть на две плоскости (обе — торцом к смотрящему и под разными углами). На них ставили всякие кубики — и студент должен был определить, какой из них ближе, а какой дальше по отношению к противоположной стенке! И еще много такого. 

Или давали задание: создать из бумаги или глины композицию, символизирующую вес. Или легкость. Или движение. Они там есть, в экспозиции, — очень выразительно!

Во ВХУТЕМАС однажды Ленин приезжал. Сказал, что все хорошо, но совершенно не понял, «чему тут учат». Однако, спасибо, не закрыл — чем снискал благодарность и вечную память от вхутемасовцев. На прощание с Ильичом они даже принесли собственный авангардный венок, соединяющий живые цветы с металлическими деталями. Много позже был снят многосерийный фильм о Ленине «Штрихи к портрету». Одна серия полностью посвящена этому историческому посещению: там юный Караченцов-вхутемасовец объясняет вождю мирового пролетариата суть авангардного искусства! 

Еще одна история. Великий Дейнека тоже учился во ВХУТЕМАСе. И подавал большие надежды... в боксе (физкультура там была на высоте). Когда все-таки выбрал живопись, тренер расстроился: мог стать знаменитым боксером, а так —  не пойми кто.

Отдельная тема — произведения студентов. Агиттекстиль меня очень впечатлил, и фарфор, и ксилография, и графика. Живопись не особо — говорю же, не люблю авангард. Дизайн (тогда не было такого слова, а дизайн был) — вообще песня! От настольных ламп-трансформеров и складных столов до планировки двухэтажных квартир. Ну и архитектура, конечно. Оказывается, студентам ВХУТЕМАСа (а выпускникам — тем более) доверяли делать архитектурные проекты, которые потом реально воплощались в жизнь! К примеру, Московский планетарий — их рук дело. 

Напоследок признаюсь: если бы не экскурсия умницы-девочки-архитектора (как я поняла, одного из авторов этой выставки), не узнала бы и трети из того, что рассказала. Но до конца, каюсь, не дослушала: в залах отчаянно холодно, к тому же очень хотелось есть. 

Конец дня мне сильно смазал «Хлеб насущный», что напротив Музея Москвы: безуспешно прождала горячего чая двадцать минут, после чего наорала на официантов (даже не извинились, уроды) и пошла в KFC. 

А на выставку про ВХУТЕМАС надо идти по-любому! Она до 11 апреля.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.